«Рядом» или «вместе»? 04.12.2013

Кандидат педагогических наук, научный сотрудник, ведущий социолог ГУИМЦ МГТУ им.Н.Э.Баумана, методист центра диагностики и консультирования "Участие" Эмилия Ивановна Леонгард - статья о детских садах компенсирующего и комбинированного вида с группами компенсирующей и комбинированной направленности.

«Рядом»  или  «вместе»?

 

Политика государства по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья начала медленно меняться в лучшую сторону. Однако, во-первых, эти изменения пока происходят далеко не на всей территории России, а во-вторых, часть этих изменений декларируется в правительственных документах, но не реализуется  в жизни.

Тем не менее, в настоящее время существует уже не один, а три вида дошкольных образовательных учреждений. Помимо привычных специальных (коррекционных) учреждений (нередко – всё ещё интернатного типа),  постепенно открываются детские сады компенсирующего и комбинированного вида с группами компенсирующей и комбинированной направленности.

Если раньше альтернативой специального детского сада был массовый, то теперь мы отмечаем увеличение числа тех, кто отдаёт своих детей именно в эти  группы. Дошкольные учреждения компенсирующего и комбинированного вида принципиально отличаются от специализированных учреждений для детей с нарушением слуха.

Теперь в детских садах создаются условия для включения детей с нарушением слуха в сообщество нормально слышащих и говорящих детей. В одних случаях глухие и слабослышащие дошкольники получают необходимую коррекционную помощь в группах компенсирующего направления (6-8 детей в группе), а остальное время имеют возможность активно общаться со слышащими детьми во время игры и в разных видах деятельности. В других случаях (в детских садах комбинированного вида) осуществляется инклюзивное образование детей-инвалидов по слуху: они занимаются в малокомплектных группах вместе со слышащими сверстниками (не более 3-х глухих в группе из 10-ти человек и не более 4-х слабослышащих в группе из 15 чел.).

Итак, с помощью специалистов  дошкольники с нарушением слуха могут обучаться и воспитываться в разных условиях: только в семье; в семье и в детском саду общего типа («массовый» детский сад); в группе компенсирующей или комбинированной направленности; в специальном детском саду для детей с нарушением слуха. И независимо от места абилитации детей, родители должны принимать участие в их  обучении, в их судьбе. Мы неоднократно писали о том, каким образом родители могут выполнять свои обязанности в разных условиях обучения детей. В настоящей статье наше внимание обращено на группы комбинированной направленности, в которых обучаются и воспитываются дети с нарушением слуха.

Какова роль тех родителей, чьи  дети обучаются в данных группах?

Группы комбинированной направленности привлекают многих родителей. Привлекает то, что в группах мало детей, что большая часть детей  - слышащие, что с глухими (слабослышащими) детьми работают специалисты-сурдопедагоги. Таким образом, одновременно должны решаться две проблемы – проблема образования и проблема интеграции. Однако всё не так просто.

Известно, что все трудности, с которыми сталкиваются дети-инвалиды по слуху, вызваны отсутствием у них речевого слуха и речи. Для преодоления этих трудностей требуется не только  раннее слухопротезирование (включая кохлеарную имплантацию) и раннее начало абилитации, но и пребывание детей в речевой среде, которая стимулирует возникновение и развитие устной речи. При этом  следует иметь в виду, что само по себе пребывание  в стихии речевой среды (а именно в таком неорганизованном речевом хаосе сначала находятся маленькие глухонемые дети)  недостаточно для полноценного становления речи.  Необходимо использовать каждую ситуацию во время занятия, игры, прогулки,  общения для того, чтобы знакомить детей с новыми словами, целенаправленно развивать их связную  речь, корректировать их произношение; необходимо осуществлять постоянный контроль над речью. Делать это нужно тактично, ненавязчиво, но неуклонно.

Возможно ли всё это  в условиях детского сада комбинированного вида? Ведь в одной группе кроме трёх глухих, занимается семь слышащих детей, а в другой  группе кроме четырёх слабослышащих, - одиннадцать слышащих детей. Воспитатели и педагоги не могут обеспечивать постоянную речевую работу, в которой нуждаются дети с нарушением слуха. Идея совместного обучения состоит в том, что пользу от него должны получать и дети с нарушенным, и дети с сохранным слухом. Тогда возникает вопрос: имеет ли смысл обучение глухого/слабослышащего ребёнка в группе комбинированного направления? Безусловно, имеет, но только в том случае, если родители берут на себя значительную часть слухоречевой работы.

Есть родители, которые считают, что зачисление ребёнка в группу комбинированной направленности снимает с них всякую ответственность за обучение их детей. Это глубокое заблуждение, в результате которого  дети не достигают необходимого образовательного уровня, не реализуют свой интеллектуальный и творческий потенциал и не готовы к самостоятельному общению с окружающими слышащими людьми. 

С детьми нужно заниматься в семье. Естественно, это не должны быть занятия по типу школьных уроков. «Занятие» - это интересная совместная деятельность взрослого и ребёнка. Это может быть какой-то вид продуктивной деятельности  (лепка, рисование, конструирование аппликация), или игра (дидактическая, сюжетно-ролевая), или  театрализованное действо и т.п. Мы не будем приводить примеры методики проведения занятий – об этом достаточно много написано  в наших книгах для родителей. Мы будем говорить о содержании работы родителей.

Прежде всего, родителям нужно установить контакт со всеми специалистами, которые работают с их детьми, и познакомиться с образовательными программами. Дело в том, что в группе комбинированной направленности с глухими и слабослышащими детьми занимаются по двум программам – общеобразовательной для слышащих сверстников и дополнительной  коррекционной. Коррекционная программа помогает дошкольникам с патологией слуха осваивать образовательную программу детского сада. В соответствии с Законом города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» (№ 16 от 28 апреля 2010 г.) родители имеют право не только знакомиться с программами, но и участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных планов и индивидуальных программ воспитания и обучения (ст.4, п.4).

Сначала следует познакомиться с коррекционной программой и выяснить этапы её освоения. Родители выписывают словарь, с которым детей будут знакомить в группе на каждом этапе. Этот словарь в домашних условиях включается в бытовые ситуации (приём пищи, купание, уборка квартиры, …), используется во время прогулок, игр, рисования, конструирования, лепки и аппликации, в процессе живого общения. По согласованию с сурдопедагогом словарь  в домашних условиях осваивается детьми в устной и письменной формах.  

Важно не задерживать детей на пользовании изолированными словами. Для того чтобы дети быстрее перешли к употреблению фраз в собственной речи, они должны получать образцы связной речи «извне». Это значит, что в общении с взрослыми малыш воспринимает не отдельные слова, а хотя бы  самые примитивные двусловные фразы (конечно, этот этап не наступает сразу после начала абилитации). В связи с тем, что такая форма общения   становится стилем жизни семьи, её присваивают даже глухие дети, а самостоятельная связная речь слабослышащих дошкольников развивается ещё быстрее. Постепенно, со временем объём фразы у детей увеличивается.

Мы фиксируем внимание родителей на этом разделе программы потому, что в условиях группы за относительно короткий срок, отводимый программой, специалист не может уделять каждому ребёнку столько времени, сколько  необходимо для  достижения им уровня самостоятельного пользования устной речью.

Эта так называемая «речевая работа» продолжается в семье все годы обучения ребёнка в детском саду (не прекращается она и в школе). И конечно, в семье обязательно должна ежедневно проводиться работа по развитию речевого слуха.

Но помимо коррекционной программы, ребёнок в группе комбинированной направленности вместе со слышащими сверстниками осваивает и их образовательную программу. Поэтому родители знакомятся и с ней. Конечно, глухие дети не могут освоить   образовательную программу детского сада в полном объёме. Но основные требования программы должны быть ими выполнены. Что именно нужно усвоить ребёнку с нарушенным слухом из общеобразовательной программы, решают воспитатели группы и сурдопедагог. 

Самое трудное для наших детей – присутствовать на занятиях по развитию речи, на занятиях, где детям читают книги. Задача родителей – готовить детей к таким занятиям, а для этого надо знать их тематику заранее, за несколько дней до проведения того или иного тематического занятия. Нужно познакомить детей с основным словарём, который будет использован воспитателем в работе по развитию речи; рассмотреть картинки в книжке, которую воспитатель будет читать детям, рассказать её содержание и проиграть его, познакомить со словами, без понимания значения которых непонятен смысл текста.

Помимо этой работы, родителям нужно представлять себе календарный план выполнения общеобразовательной программы, чтобы иметь возможность готовить детей к восприятию нового материала и использовать новый словарь в практике жизни семьи.

Ни в коем случае нельзя заниматься «голой зубрёжкой» новых слов. Со всем речевым материалом на протяжении всех лет обучения ребёнка необходимо проводить смысловую работу, разными способами проявлять понимание ребёнком того, что говорят ему, что говорит он сам, что он читает, что он пишет. (Об этом много говорится в наших методических материалах).

Для того чтобы работа родителей не противоречила направлению и методам работы педагогов, родителям следует посещать их занятия – и коррекционные занятия сурдопедагога, и общегрупповые занятия воспитателя. Эта форма взаимодействия родителей и учреждения предусмотрена тем же Законом: «Органы государственной власти города Москвы создают условия, обеспечивающие возможность родителям … п.5) посещать по согласованию с администрацией образовательного учреждения занятия в соответствующем образовательном учреждении в целях участия в процессе воспитания и обучения лица с ограниченными возможностями здоровья». Родители имеют право получать в этих учреждениях консультации по вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (п. 6).

Содружественная  работа специалистов и родителей проявляется и в том, что родители периодически демонстрируют педагогам те результаты, которые  удаётся получить в процессе занятий в семье. Это нужно для того, чтобы педагоги лучше представляли себе и наличный уровень развития ребёнка, и его потенциальные возможности. Важно, чтобы  специалисты знали, что в данный момент данный  ребёнок находится на более высоком уровне психического развития, развития речи, чем это проявляется в процессе групповых занятий.

  Мы указали основные направления участия родителей в процессе абилитации (реабилитации) дошкольников в группах комбинированной направленности. Без этой помощи результаты обучения могут не оправдать ожиданий родителей.        

Тысячи родителей детей с нарушением слуха прошли сложный, но и радостный совместный путь «открытия мира». Постепенное освоение языка, расширение представлений детей с нарушением слуха об окружающем, активность и инициативность в деятельности и речи способствуют  возникновению у детей с сохранным и нарушенным слухом общих интересов. Семья глухого/слабослышащего ребёнка должна содействовать тому, чтобы взаимная заинтересованность детей с разным состоянием слуха реализовывалась в практике совместной деятельности. Для этого рекомендуется время от времени  приглашать слышащих сверстников из группы (по одному) домой и организовывать с детьми какую-либо деятельность. Например, сделать постройку; что-нибудь нарисовать, сделать аппликацию и потом принести работу в группу; провести игру; потанцевать и т.п. Взрослые выступают инициаторами, но не инструкторами деятельности, в которой дети должны действовать сообща, а не изолированно друг от друга. Для этого нужно заранее так спланировать деятельность детей, чтобы они были вынуждены в процессе работы согласовывать свои действия друг с другом. Перед взрослыми стоит  ещё одна чрезвычайно важная задача – включать в  деятельность детей речь, налаживать речевое общение между глухим/слабослышащим и слышащим ребёнком. Такая организация родителями делового общения очень поможет воспитателям объединять детей с сохранным и нарушенным слухом для совместной деятельности и игры в группе. Тогда идея интеграции будет, действительно, реализована: дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху окажутся внутри детского сообщества, а не вне его, не рядом со слышащими, а  вместе с ними. Но без содружественной работы  специалистов и родителей этот результат достигнут быть не может.

 

 

                                                           Кандидат педагогических наук, научный сотрудник, ведущий социолог ГУИМЦ МГТУ им.Н.Э.Баумана, методист центра диагностики и консультирования "Участие"

Эмилия Ивановна Леонгард

  18 августа 2010 г.