Родители могут все! 02.12.2013

У родителей, воспитывающих глухого ребенка, всегда возникают вопросы: «Как помочь своему «особому малышу», как сейчас принято называть таких детей, стать полноправным членом общества?», «Как воспитать ребенка инициативной, смелой личностью, умеющей преодолевать трудности?». Автор - Филатова Л.Е.

Проблема рождаемости в нашем обществе стоит очень остро. По статистике 13 миллионов глухих и слабослышащих зарегистрировано в России. К сожалению, диагностика выявления глухих и слабослышащих детей в нашем государстве находится не на должном уровне. Особенно диагностика внутриутробного развития ребенка: своевременное выявление и постановка на учет групп риска (глухие родители, родственники). И даже, когда родители сами обращают внимание врачей на проблемы со слухом у своих детей, врачи советуют подождать — ребенок еще может заговорить. Такой подход наносит огромный ущерб ребенку: упущено драгоценное время для создания условий по обучению детей родному языку и устной речи. А одно из важнейших условий — это раннее протезирование глухих и слабослышащих детей. Ведь чем раньше ребенок начинает носить слуховой аппарат, тем полноценнее он будет развиваться!

У родителей, воспитывающих глухого ребенка, всегда возникают вопросы: «Как помочь своему «особому малышу», как сейчас принято называть таких детей, стать полноправным членом общества?», «Как воспитать ребенка инициативной, смелой личностью, умеющей преодолевать трудности?». Используя свои конституционные права, каждый родитель самостоятельно делает выбор, по какой системе он будет обучать своего ребенка. В практике существуют два пути: отдать своего малыша в специализированный детский сад на пятидневку или оставить его в семье и вместе с педагогами активно участвовать в его воспитании и образовании. Родители, которые приводят своих детей в наш детский сад считают, что лучшим местом для ребенка является его родной дом, его семья. 

В нашем образовательном учреждении наряду со слышащими воспитываются глухие и слабослышащие дети. Многолетний опыт работы с «особыми» детьми убедил нас в том, что чем раньше начинаешь обучать ребят родному языку, устной речи, тем быстрее они адаптируются в слышащую среду. Занимаясь с детьми по авторской методике Э.И.Леонгард, мы уверены в правильности такого подхода.

И первая проблема, с которой приходится сталкиваться нам, педагогам и воспитателям, заключается в психологической помощи родителям преодолеть огромный стресс, комплекс, который появляется у них с рождение глухого ребенка. Многие мамы, делясь с нами своей болью, задавали один и тот же вопрос: «Почему именно мой ребенок не слышит?». Рассказывали о том, как горько видеть реакцию посторонних людей, когда в транспорте или в другом общественном месте их малыш «по-своему» начинает выражать себя, как нелегко преодолеть этот психологический барьер, принять ребенка таким какой он есть. Мы, педагоги и воспитатели, своим трудом, советами стараемся помочь нашим родителям пережить этот сложный период в их жизни, поверить в свои силы, набраться терпения и, что особенно важно, стать нашими единомышленниками. Большую помощь в реабилитации родителей оказывают нам психологи и педагоги НИИ Дошкольного воспитания имени А.В.Запорожца Яковлева М.А. и Кургузкина Н.А. 

По психофизическим данным наши дети такие же, как и слышащие. Следовательно, обучение родному языку мы осуществляем, следуя закономерности становления речи слышащих детей, особое внимание уделяя развитию слухового восприятия и речевого слуха у глухих и слабослышащих детей. При нашем подходе в дошкольный период исключается применение искусственных способов обучения детей произношению, за исключением 1-3 звуков, если они не появляются в течение 3-4 лет. Именно такой метод позволяет воспитывать даже у глухих детей речь, по своему характеру приближающийся к речи слышащих.

Необходимо сказать о стереотипах, существующих у родителей, занимающихся с ребятишками с нарушениями слуха: чем дольше заниматься с ребенком за столом (3-4 часа в день), тем лучше результаты. Методика Э.И.Леонгард считает подобный подход неприемлемым, наносящим большой вред ребенку. Обучение проводится, в основном, в игровой форме, т. к. игра развивает у детей творчество, учит общаться с помощью речи, отражает труд взрослых, их отношения, чувства. Особое отношение у нас к речи самого взрослого — с самого начала (даже с маленькими детьми) речь педагогов, воспитателей должна быть естественной, нормальной, грамотной.

Хочется сказать о роли изобразительной деятельности в развитии речи у детей, в формировании у них «образа слова». На занятиях по изобразительной деятельности глухой ребенок не только знакомится с формой, цветом, величиной предметов, но и создает свой собственный образ, исходя из собственного опыта. В процессе этой деятельности формируется речевая активность детей, воспитывается желание общаться с окружающими речью. В своей работе на занятиях по изобразительной деятельности мы используем рекомендации научного сотрудника НИИ Дошкольного воспитания имени А.В.Запорожца Е.Г.Самсоновой. Она советует родителям, готовясь заниматься с детьми творчеством, прежде всего, уделять больше внимания накоплению у детей опыта и впечатлений, т.е. насыщению жизни малыша собственными действиями, активностью, переживаниями, в которых сам ребенок приобретает свой жизненный опыт. А для передачи внутреннего образа во вне необходимо знакомить детей с различными материалами и инструментами (мелки, фломастер, пастель, уголь) и, самое главное, осваивать наиважнейший «инструмент» - руки ребенка (составление узора при помощи ладошек, рисование двумя руками, координировать свои движения, следить, чтобы работали плечо и локоть). Но так как малыш еще плохо координирует свои движения, ему удобнее располагать себя в большом пространстве (куски обоев, лента, склеенная из альбомных листов и т.д.). Рисовать можно на полу, на стене, на столе. В работе могут принять участие не только члены семьи, но и приглашенные дети.

Процесс воспитания глухого и слабослышащего ребенка долгий и сложный. И оттого, как вы сумеете построить свои взаимоотношения, каким воспитаете его, зависит его дальнейшая жизнь. Хотелось бы предостеречь родителей от двух, на наш взгляд, серьезных ошибок, которые встречаются в нашей практике наиболее часто: вседозволенность и авторитаризм. Избалованный ребенок, как правило, капризен и агрессивен, занимается только той деятельностью, которая ему нравится, то есть когда все легко, не нужно задумываться, а результат достигается без напряжения. В семье такие дети становятся «маленькими диктаторами». Другую крайность представляют собой дети, воспитанные в авторитарных семьях: зажатые, закомплексованные, безынициативные, подвластные сначала воле взрослых, а затем и сверстников. И те, и другие дети с трудом адаптируются в детском коллективе.

А наша задача — воспитать смелого, активного, сумеющего в трудную минуту постоять за себя и своих близких человека. Поэтому главное, что должно быть в ваших отношениях с ребенком — это доверие, доброта и уважение друг к другу.  

Материал подготовлен воспитателем Филатовой Л.Е.