"Знающий о рациональности не понаслышке" 26.09.2019

Интервью ученицы 10-го класса "А" Полины Басовой с выпускником физмат класса Анваром Фазыловым

Знающий о рациональности не понаслышке

Меня зовут Басова Полина, я ученица 10 класса «А» школы № 224. В моем классе с 8 класса существует разделение по профилям: физико-математический и лингвистический. Я, разумеется, лингвист. Мне очень нравится мой профиль, качество преподавания, мои одноклассники и атмосфера в нашем классе. Однако трудно сказать, что наш класс можно считать сплоченным. Да, мы хорошие ученики, у нас неплохие отношения, но в силу того, что мы мало видимся на уроках и вне школы, редко у нас появляются темы для общей дискуссии. Нередко возникают сложности с взаимопониманием: разные интересы, разные жизненные цели и - не побоюсь этого! - разный склад ума. Если можно так выразиться, то мы - разные виды устройств без переходника. Я всегда пыталась их понять, потому что я одна из немногих, кому близка математика и в лингвистическом классе, я даже участвовала в городском «Математической празднике» (безуспешно), и мне это нравилось. Однако я все равно чувствую, словно между нами в 8 классе возвели какую-то стену, общение через которую осуществляется лишь с помощью записок, которые не всегда успешно перебрасываются через бетонное изваяние. В этом году я решила взять серию интервью у выпускников нашей школы с целью понять мировоззрение приверженцев точных наук - как уже состоявшихся личностей со своим интересным жизненным опытом, так и тех, кто закончил наш физмат совсем недавно. Первым героем моего интервью станет Анвар Фазылов.

Полина: Добрый день, Анвар! Меня зовут Полина.

Анвар: Привет, Полина!

Полина: Когда вы окончили школу 224?

Анвар: В 2009 году.

Полина: Кем Вы сейчас работаете?

Анвар: Сейчас работаю в «Московском метрострое». Окончил Московский государственный строительный университет.

Полина: Сколько Вы учились в нашей школе (с какого класса)?

Анвар: В нашей школе я учился с 6 класса, то есть 5 лет, даже 6. Переводился я в другую школу по причине переезда из Казани.

Полина: Мне всегда казалось, что не всегда столь важно, насколько престижная школа, сколько у нее регалий грамот и звезд в характеристике, сколь важна атмосфера и Ваше отношение к ней. К примеру, можно учиться в лучшей школе столицы, но не хотеть идти в школу, потому что не нравится там находиться. Нравилось ли Вам учиться в нашей школе?

Анвар: Да, в нашей школе мне учиться нравилось, было классно. Меня встретил отличный коллектив, хорошие учителя и, в принципе, знания я получил.

Полина: У меня схожая с Вашей ситуация, но одно дело, когда ты учишься в общеобразовательном классе, и совсем другое - когда приходит пора определяться с профилем. Исходя из своего личного опыта, могу сказать, что это очень непросто. Еще не до конца сформировавшийся человек вынужден, стоя на перепутье, сделать лишь один выбор, последствия которого могут быть необратимы. Не всем удается определиться с тем, что им по душе, и во взрослом возрасте, и далеко не всем удается сделать тот единственный и правильный выбор. Я точно знаю, что нередко в жизненном становлении школьников немалую роль играют мнение и советы родителей. Когда и почему Вы решили, что Вы пойдёте на физмат, тянуло ли Вас к точным наукам или родители настояли?

Анвар: На физмат я решил пойти, потому что хорошо всегда знал математику и физику. Меня именно тянуло к физмату. Всегда знал, что свяжу свою жизнь с инженерной профессией.

Полина: Вам очень повезло. Наверняка Вы встретили в новом классе единомышленников. Каким был Ваш физмат класс? Нравился ли он вам? Что-нибудь отличало его от других (возможно, атмосфера или сплоченность)?

Анвар: Наш класс тоже был классный, все было супер! Он отличался умом. Мы выигрывали олимпиады. Осталось много ярких воспоминаний, однако лучше, чтобы они остались только со мной и моими друзьями.

Полина: Хорошо, пожалуй, у каждого из нас есть пара-тройка таких историй. К слову, о дружбе и общении: сегодня в школе уже не существует отдельного физмат класса, так как это было у Вас. Однако физмат профиль продолжает существовать в одном классе совместно с лингвистической группой, и за два года моего обучения в таком формате я успела заметить, что общение между профильными группами несколько иное, нежели внутри них. Существует некое негласное разделение групп общения на физмат и остальных. Сталкивались ли Вы с таким?

Анвар: Наш класс ничем в принципе не выделялся, у нас был обычный коллектив. Естественно, все были рассредоточены по компаниям, по группам по 5-6 человек, но было хорошо. Разделения групп на физмат и остальных, конечно, было, потому что мы всегда считали себя умнее, чем все остальные, и я действительно считаю, что мы были умнее всех остальных. Более того, по-моему, весь наш класс поступил на бюджет в те ВУЗы, которые хотел.

Полина: А такое бывает?

Анвар: Мы тому пример.

Полина: Я знаю, что помимо физмат предметов, ученики должны быть успешны еще и в гуманитарных науках. Как минимум, хотя бы один экзамен по общеобразовательному предмету каждому из выпускников доведётся сдавать (русский язык, а сейчас и «декабрьское» сочинение в 11 классе, без которого ученик не допускается до сдачи ЕГЭ). Поэтому очень важно уделять внимание и время предметам, не относящимся к профилю. Тяжело ли было Вам совмещать профильные предметы и другие? Шли ли учителя на уступки, относились ко всем одинаково или же Вы чувствовали давление?

Анвар: Нет, не трудно было совмещать физмат предметы и другие, потому что я всегда знал, что я выберу, и учителя шли на большие уступки, потому что понимали, что мы все идем на инженерные профессии, что мы никак не лингвисты, никак не гуманитарий.

Полина: Какой предмет вызывал у Вас наибольшие трудности? Стоило ли его стараться усвоить его?

Анвар: Наверное, самым трудным для меня предметом был русский язык. Для меня он был действительно самым трудным (смеется). Английский тоже.

Полина: Перечислите плюсы и минусы обучения в школьном физмат классе (сугубо с Вашей точки зрения)?

Анвар: Плюсы: есть возможность получить великолепные знания и отличная система образования, балльная система, меня отлично подготовили к институту. И в институте по таким предметам, как математика и физика, я ничего нового не узнал. Большую часть знаний я получил именно в школе. Минусов в физмат классе нет, он с этой точки зрения идеален, и по компании, и по обучению. Меня все устраивало.

Полина: Я часто слышу, как тяжело приходится физмат классу, в связи с отсутствием времени на друзей. Было ли Вам тяжело, или, может быть, Вы даже сожалели о том, что больше времени, чем ровесники проводили за партой, в то время как могли гулять или заниматься своими хобби? (если такое было)

Анвар: Нет, не жалел, что больше времени проводил за учебой, потому что я и погулять успевал, и поучиться, и, в принципе, репетиторство всегда помогало мне в этом. Я брал репетитора по математике, потому что хотел знать больше, чем другие, и заранее.

Полина: Неужели Вы ни разу не прогуливали школу?

Анвар: Нет, школу вообще не прогуливал, даже на физическую культуру всегда ходил. Я всегда серьезно относился к учебе.

Полина: Вашему упорству можно позавидовать, но мне тяжело принять тот факт, что Вы ни секунды не пожалели или хотя бы не стали сомневаться в своем выборе профиля. Я некоторое время пребывала в сомнениях: а не физмат ли я? Однако, как видите, сейчас я беру у Вас интервью, значит, все же не прогадала. Впервые я это почувствовала, когда на уроках геометрии началась тема: «Векторы» (с улыбкой). Когда Вы впервые поняли, что не ошиблись с выбором профиля в школе? И поняли ли Вы это в целом? (или ошиблись?)

Анвар: Да сразу знал, что я не ошибся, и прямо как в 7 классе пошел на курсы при МАИ, сразу же понял, что я попал туда, куда нужно.

Полина: Что ж, придется принять, что некоторые чувствуют свои сильные стороны лучше меня. Кстати, одна из причин, по которой мне было тяжело определиться, – это, наверное, излишний перфекционизм. У меня всегда были «4» и «5», но я знаю, что многие учащиеся мечтают не изучать некоторые предметы, потому что считают их ненужными в дальнейшей жизни. Считаете ли Вы, что некоторые предметы из школьной программы можно упразднить или свести их изучение к минимуму? Какие это предметы и почему?

Анвар: Да нет, на самом деле я считаю, что общеобразовательные предметы тоже нужны для того, чтобы быть всесторонне развитым. Отличный преподаватель был по истории и, наверное, самыми интересными уроками были уроки у Юлии Борисовны по МХК. Таких уроков по мировой художественной культуре, мне кажется, вообще нигде нет. Были великолепные уроки. На самом деле я уже пожалел о том, что очень мало изучал этот предмет и плохо слушал, а так я бы с удовольствием даже сейчас бы сходил на ее уроки и послушал.

Полина: Я тоже считаю, что даже 2 часа в неделю не испортят человека. К тому же, никто из нас не может быть до конца уверен, что после сдачи экзаменов он не изменит своих предпочтений и бросит идею поступать в ВУЗ. А когда Вы определились с ВУЗом и почему Ваш выбор остановился именно на данном Вузе?

Анвар: В строительный университет я решил поступить в 10 классе, потому что всегда считал, что стройка будет всегда и застройка – это будущее. Я всегда знал, чем буду заниматься, просто именно в «Московский Метрострой» пошёл, потому что попал на подземную специальность.

Полина: Я вот еще не определилась, думаю, что буду делать это следующим летом. К слову, сейчас учителя любят напомнить ученикам про их «последнее лето», лето перед 11-м классом. Помните ли Вы, как его провели?

Анвар: Не помню, как провел лето перед 11-м классом, но знаю, что было очень классно и что я провел его в лагере вместе со своим одноклассником, и мы неплохо погуляли. Ну, еще каждое лето я работал, в том или ином месте я всегда работал, каждое лето, начиная с 7 класса.

Полина: Выходит, что готовились вы к ЕГЭ уже после. Готовили ли в школе? (оцените уровень подготовки)

Анвар: В школе к экзаменам, конечно, готовили, и уровень нашего маёвского (так традиционно в нашей школе назывались классы при МАИ – П.Б.) класса был очень высоким. У нас еще были олимпиады, и я поступил именно по ним - по межвузовской олимпиаде, стал призером. По ЕГЭ по математике 100 баллов и, по-моему, по физике тоже 100 баллов. Наша школа очень хорошо готовила, особенно сам Алексей Иванович, он – великолепный преподаватель. Таким же был и учитель по физике. Она готовила именно к ЕГЭ, а вот чтобы подготовиться к олимпиадам я был вынужден ходить на доп. занятия.

Полина: ЕГЭ: вызубренные темы или упорное повторение всего пройденного?

Анвар: Для физмата ЕГЭ – это вообще не проблема. ЕГЭ – скорее проблема для гуманитариев, а для физмат класса – это просто какая-то контрольная, которую нужно сделать. На какие-нибудь 55-60 баллов можно было сделать за полчаса и уходить.

Полина: Как Вы готовились?

Анвар: Я готовился только к олимпиадам, а к ЕГЭ нет. Так получилось, что в школе готовили хорошо. Я прорешивал какие-то задания, но всегда был уверен, что у меня будет 100 баллов, и поэтому особо не парился по этому вопросу.

Полина: Дайте 1-3 совета школьникам.

Анвар: Мой совет: учитесь и никогда не переставайте заниматься остальными (непрофильными) общеобразовательным предметам. Если вы ходите, к примеру, на МХК, то, скажем, уровень вашего общения, точнее контингента, с которым вы будете общаться, очень сильно вырастет. Не будет каких-то сомнительных разговоров, а будет именно культурное общение, и вы сможете поддержать любой разговор, поэтому развивайте свою речь. Не знаю, кем вы хотите стать, но мой вам совет: учите информатику, не школьный курс, а именно программирование, и я думаю, что в будущем вы будите сильно востребованы, потому что мир за этим, он сейчас идет к этому. Еще один совет школьникам: юриспруденция, как-никак, но может пригодиться в повседневной жизни, знание законов может быть очень полезным.

Полина: Думаю, эти советы окажутся полезными. Вы говорили еще и про то, что в Ваш класс был дружным. Поддерживаете ли Вы общение с Вашими одноклассниками? В чем секрет его долголетия?

Анвар: С одноклассниками я поддерживаю отношения, с некоторыми последнее время, наверное, только. В основном сейчас общаюсь с двумя, даже, скорее, с одним. Мы с ним давно дружим, с 2004 года, уже 15 лет длится наша дружба. Думаю, что секрет в понимании друг друга.

Полина: Вашу дружбу можно действительно считать образцовой. Друзья помогают пережить волнительные, а порой и трудные жизненные ситуации. Одна из таких, пожалуй, экзамен. Помните ли Вы, как шли на него?

Анвар: Конечно, помню, как шел на экзамен, но смотря на какой. К примеру, на физику я шел в очень хорошем настроении, было даже весело.

Полина: Как Вы закончили школу?

Анвар: Без «троек». 4-5.

Полина: Отразилось ли это как-то на Вашей самооценке? Были ли Вы довольны, горды собой?

Анвар: Безусловно, это отразилось на моей самооценке, она выросла. Я был доволен собой и горжусь собой. Мне это, конечно, никак не помогло, но почему бы и нет. Аттестат без «троек» - всегда приятно.

Полина: А еще его можно считать показателем Ваших знаний. Вы поступили туда, куда и планировали. Не разочаровались ли Вы в строительном университете?

Анвар: Нет, ни в коем случае не разочаровался, я этому рад, и если бы все можно было вернуть вспять, я бы, наверное, снова сделал все так, как уже сделал однажды.

Полина: Расскажите о своём учебном заведении.

Анвар: Мой университет считается ведущим в Москве. Лучшим в России в строительной сфере. Есть еще горный университет, но сейчас, общаясь с выпускниками этого ВУЗа, я понимаю, что мой уровень образования намного превосходит их уровень. К слову, в моем университете дается рабочее место. На работу устроят 100%. Без дела не останешься.

Полина: Хотели бы Вы сменить род деятельности или же получить второе высшее образование?

Анвар: Род деятельности сменить точно не хочу, а второе высшее, возможно, экономическое или юридическое, я бы получил. Юридическое, наверное, было бы сейчас нужнее.

Полина: А были ли нужны знания, полученные за неусыпным трудом в физмат классе? Помогли ли они при обучении в ВУЗе?

Анвар: Да, знания, полученные в школе, безусловно помогли мне в ВУЗе, первые два курса института я мог не ходить на математику, потому что я уже все знал заранее, так же, как и по физике.

Полина: Нравится ли вам Ваша работа?

Анвар: Да, я люблю свою работу!

Полина: Какие у Вас планы на ближайшее будущее?

Анвар: В планах на будущее у меня развиваться в своей организации и по своей профессии, ибо это лучшая работа в мире!

Полина: Большое Вам спасибо, Анвар. Я желаю Вам успехов в Вашей деятельности, чтобы она Вам продолжала приносить такое удовольствие и чтобы Вы успешно получили второе высшее образование. До новых встреч!

Анвар: До встречи!