«Я уверена, что все ценности закладываются в семье» 30.10.2020

Интервью с Головлевой Инной Васильевной (2015 г.)

«Я уверена, что все ценности закладываются в семье»

Интервью с директором ГБОУ СОШ № 224 г. Москвы
Инной Васильевной Головлевой
(2015 год)

Сколько поколений в Вашей педагогической династии?

Три поколения.

Кто был основателем?

Папа, Василий Семенович Воропаев. Это была очень интересная история: папа уже заканчивал сельскохозяйственную академию, когда познакомился с моей мамой. Моя мама очень целеустремленный человек, раньше поступали в педучилище после 7 класса, и она после 7 класса приехала в Оренбург из маленького города Медногорска, где она выросла. Она была первой из многодетной, 5 детей, семьи. Несмотря на тяжелые послевоенные времена, родители моей мамы всем детям дали образование.

Приехав в 14 лет учиться в педучилище, и закончив его, мама в 17 лет поступила в пединститут и познакомилась с папой. Папа был взрослый серьезный человек, закончивший сельскохозяйственную академию, отслуживший в армии. Надо сказать, что в то время профессия учителя была очень престижной, учитель был очень уважаем. И мама сказала папе, что она не поедет за ним в село, и папа, закончив учебу, поступил в пединститут, и закончил его.

Когда в нашей семье случилась трагедия – умер папа – на его похороны приехали люди с разных концов России, с которыми он учился в сельскохозяйственной академии, достигшие высокого положения, и все они поддерживали дружеские отношения с папой всю его жизнь.

Я получила уникальное сочетание свойств характера от родителей - с одной стороны, общительна и коммуникабельна, как папа, с другой стороны, настойчива, как мама. Как и мама, я очень настойчива в плане профессии.

Сразу после окончания пединститута, поженившись, родители вместе, по распределению, приехали работать в среднюю школу № 12 в Медногорске. Мама стала математиком, а папа – учителем физкультуры, хотя по профессии он географ. Будучи учителем физкультуры, спортивным подтянутым мужчиной, папа внимательно и заботливо оберегал покой мамы, красивой молодой женщины. Это была очень интересная история, которую часто рассказывают в нашей семье.

Надо сказать, что выпускник первого выпуска нашей мамы вошел в нашу семью, стал впоследствии моим зятем.

Таким образом, мои папа и мама стали основателями нашей педагогической династии. Сложно сказать, кто именно из них двоих был зачинателем, но, скорее, мама. Хотя папа стал позднее директором школы, где они работали, самым молодым директором.

Позднее они переехали, по приглашению папиного друга, директора одной из школ Оренбурга, в Оренбург, где папа стал директором школы № 25, где и проработал всю жизнь.

Папа внес серьезные изменения в жизнь школы, вложил много сил и труда, и до сих пор эту школу называют «школой Воропаева». Много было сделано в материальном отношении для того, чтобы школа процветала – когда папа пришел в школу, там была кочегарка, печное отопление. Папа добился, чтобы в школу провели центральное отопление. Папа был очень уважаемым человеком в микрорайоне, и, когда его хоронили, девочка-десятиклассница сказала очень трогательные слова о том, что «Василий Семенович был для нас богом».

В мае 2012 года, в Оренбурге, на центральной улице города, Советской, открыт памятник «Первая учительница» и установлена памятная стела «Летопись учительской славы Оренбуржья» с фамилиями лучших педагогов области, где есть и папина фамилия.

И папа, и мама – заслуженные учителя России, почетные работники образования, внесли большой вклад в развитие образования. Папа награжден многими медалями и орденами. Мама до сих пор руководит химико-биологической школой в Оренбурге, о которой очень хорошие отзывы.

Поэтому для меня, когда пришло время выбирать профессию, выбор был очевиден. Единственное, что, закончив, физико-математическую школу, я выбрала своим направлением иностранные языки. Училась с большим удовольствием. Поступила в педагогический институт в Оренбурге, а закончила в Ярославле, так как вышла замуж и с мужем уехала в Ярославль.

Начав учебу, я сразу же пошла работать в школу. Надо сказать, что я всегда была активной в школе, принимала участие во многих общественных делах, была секретарем комсомольской организации в школе. Работа в школе мне очень нравилась, было интересно воплощать идеи обучения в жизнь.

Сразу после окончания института я стала преподавать английский язык. Моего мужа, военного, распределили в Венгрию, и моя трудовая деятельность учителя началась довольно своеобразно – учитель английского языка в южной группе войск. Одновременно я работала ведущей на телевидении, вела просветительские программы. У меня уже была дочь, маленькая Катя.

Кто еще из Вашей семьи стал педагогом?

Дальше наша педагогическая династия пополнилась моей младшей сестрой Юлей, которая тоже поступила в педагогический институт на отделение иностранных языков.

Насколько я понимаю, Ваша дочь Катя – представитель третьего поколения Вашей педагогической династии?

Совершенно верно, третье поколение нашей педагогической династии – моя дочь Катя, которая также поступила в педагогический институт, закончила его, отработала четыре года учителем английского языка в Оренбурге.

Как в дальнейшем развивалась Ваша деятельность?

Все развивалось стремительно. Когда погиб мой муж Дима, я вернулась в Оренбург, где несколько лет проработала учителем английского языка, а затем поступила в юридическую академию.

Сразу же мне предложили должность директора школы № 46. И, хотя я проработала там семь с небольшим лет, за это время было сделано очень многое: школа вошла в 100 лучших школ России, произошли серьезные изменения в работе школы, касающиеся методических подходов, в работе внедрялись современные технологии, собрался увлеченный коллектив единомышленников, что позволило претворить в жизнь многие прогрессивные методики.

Школа успешно развивалась, и мы были одними из первых, кого коснулась оптимизация – к нам присоединили еще одну основную, рядом стоящую школу. То, что происходит сейчас здесь, в Москве, уже тогда происходило в Оренбурге.

Затем меня пригласили работать в Москву, и, поскольку было выработано доверие к нашей семье, моя младшая сестра Юля продолжила воплощение идей, разработанных и воплощенных в жизнь в школе № 46 под моим руководством, став директором этой школы. Она успешно руководила школой в течение пяти лет, продолжив внедрение идей по совершенствованию учебного процесса, повышению качества образования, работе с музеем, традициями школы.

Таким образом, представители Вашей педагогической династии внесли большой вклад в развитие образования в Оренбурге. Скажите, пожалуйста, в каком году Вы стали директором школы № 46?

Я была назначена директором в 2001 году и работала в школе до 2008 года, затем меня сменила сестра Юля, которая начала работу в 2008 году и была директором до 2013 года.

То есть Ваша сестра подхватила идеи и начинания, продолжив развитие школы в том же ключе?

Да, все именно так. У нее большой опыт работы, пройдя путь от учителя английского языка, завуча школы № 39 с углубленным изучением химии, биологии, экологии, географии, стала директором школы № 46. Сейчас моя сестра Юля - директор престижной гимназии №1, на эту должность она прошла первой по конкурсу.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о периоде Вашей работы директором школы № 46 Оренбурга.

Происходила серьезная работа по образованию единого коллектива, выработке одной идеи. Были определенные сложности для коллектива присоединенной школы, люди боялись, что их идеи, их коллектив окажутся поглощенными большим и дружным коллективом нашей школы. Но этого не произошло, назначение главным завучем завуча присоединенной школы позволило избежать конфликтов - сейчас коллектив настолько един, что сложно понять, кто где работает.

Таким образом, у Вас есть большой опыт в работе по объединению нескольких педагогических коллективов под единым руководством, так сказать, под одной крышей?

Да. Во второй школе мы создали интересную форму работы – школу полного дня, с большим количеством программ дополнительного образования – всевозможные секции, театр, музыка, изобразительное искусство, иностранные языки, организовали спальни. Родители были очень довольны – они могли смело оставлять ребенка на полный день в школе, зная, что за ним присмотрят и он будет всесторонне развиваться в соответствии со своими потребностями и интересами.

Это вызвало серьезный приток учеников в нашу школу, сплачивание коллектива.

Также большое внимание уделялось традициям – традициям, связанным с жизнью города, историей, традициями города. Оренбург – многонациональный город, и большое внимание уделялось воспитательной работе по этому вопросу, все дети были очень толерантны.

Я думаю, что здесь, в Москве, в нашей школе, далеко не все знают о Вашем практическом опыте по объединению школ.

Да, мы прошли этот этап, и, оказалось, что в этом больше плюсов, чем минусов. Когда происходит объединение двух школ, мы уходим от самого страшного, что может быть в образовании – от стагнации. Стагнация, особенно в успешной школе, когда не идет внедрение новых методик, технологий, когда учителя почивают на лаврах – страшнее этого ничего нет. Образование – это как гаджеты в современном мире – оно постоянно меняется, постоянно развивается и растет.

Учитель, не ориентирующийся в современных информационных технологиях, незнающий современных методик преподавания не будет интересен ученику, не будет конкурентоспособен.

Когда сливаются два, три образовательных учреждения, когда сливается опыт, встает вопрос конкурентоспособности. В этот момент учитель, хорошо работающий, способный к развитию и совершенствованию, начинает активно использовать свои возможности и способности, и становится более востребованным, чем учитель, использующий только наработанный опыт. Поэтому я вижу в объединении много положительного и позитивного.

Теперь о том, что происходит сейчас здесь, в Москве. В данном случае произошло объединение школы и детского сада, и это очень прогрессивное начинание, так как детский сад, как отдельная образовательная организация, не была неподвластна никаким изменениям, так как дальнейший результат их работы был скрыт от них. А сейчас, когда они увидели работу учителей начального образования, основной школы, увидели, как дети, которых они обучали, развиваются и растут дальше, когда побывали на уроках, на занятиях, воспитателям стало понятно, где они не дорабатывают, где искажают, что вообще остается за гранью их внимания. И это позволило им существенно изменить, улучшить методики обучения, обратить дополнительное внимание на определенные области развития детей.

Посещение уроков и открытых занятий первого класса позволило воспитателям понять, что главное – это не только научить ребенка алфавиту и прочитать ему сказку, главное – это научить ребенка быть хорошо адаптированным в социальной среде, научить правильно играть, правильно общаться, отстаивать свое мнение, высказываться. Действующий методически правильно воспитатель должен понимать, что углубляться в эти процессы, уделять им большое внимание – очень важно.

Таким образом, создание нашего образовательного комплекса позволило воспитателям существенно улучшить их работу. Медики, психологи, социальные педагоги, дефектологи воспитатели объединились в единую команду, позволяющую создать прочный фундамент, каковым является наше дошкольное отделение. Ведь насколько крепок и прочен фундамент, настолько устойчиво и надежно все здание основной школы, стоящей на нем.

За год существования образовательного комплекса удалось добиться того, что воспитатели стали осознавать себя серьезным звеном в цепи образовательного процесса, целиком вошли в коллектив школы.

Конечно же, эти успехи – результат многолетнего, в том числе оренбургского опыта работы в этой области.

Наверное, добиться таких результатов, не изучив всех этих процессов в реальной деятельности, было бы сложно?

Да, конечно. Я была приглашена в институт стратегических исследований Российской академии образования, под руководством А.М. Кондакова, научного руководителя проекта внедрения и реализации ФГОС. Институт разрабатывал стандарты образования, и, работая в институте, я окунулась в разработку стандарта, знаю об этом, так сказать, изнутри.

Что я могу сказать об образовательном стандарте:

Раньше ориентирами школьного образования оставались конкретные знания и умения по отдельным учебным предметам. За этими предметными результатами терялась личность ребенка, развитие которой - смысл и цель образования. Осознание этого привело к формированию новых целей и ценностей образования, новому пониманию образовательных результатов, определяющих качество образования в его современном звучании.

Неудовлетворенность значительной части общества качеством школьного образования, в частности, понимание, что нынешние образовательные результаты не могут в полной мере стать основой для успешной профессиональной карьеры и реализации жизненных устремлений выпускников школы, выразились, в конечном счете, в стремлении общества и государства сформировать новую опережающую модель развития российской школы.

Контуры этой модели, «отправные точки» развития отечественной школы были даны в ряде документов последних лет, в частности в Федеральной целевой программе развития образования, «Концепции модернизации российского образования»,

«Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» и ряде других.

Решать задачи развития школы необходимо комплексно и системно. Говорить о новой системе оценивания, создавать новую систему итоговой аттестации без учета перехода к профильному обучению в старших классах невозможно.

Таким образом, появилась потребность интегрировать важнейшие направления совершенствования общего среднего образования в одном комплексном научном проекте. И таким проектом стал проект в рамках ФЦПРО, посвященный стандартам школьного образования второго поколения. Именно в нем мы старались воплотить в жизнь все наши наработки последних лет в области теории содержания образования, педагогической психологии, системы оценивания учебных достижений, методик отдельных учебных предметов, использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, управления образованием и многих других направлений.

О содержании нового варианта стандарта школьного образования: по сравнению со стандартами первого поколения его предмет, сфера его действия значительно расширились и стали охватывать области образовательной практики, которые одновременно с единых системных позиций никогда ранее не нормировались.

Главный смысл разработки образовательных стандартов второго поколения заключается в создании условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения его качества, достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих конкуретноспособность отечественной школы, ее готовность к решению новых социальных задач: консолидации общества, формированию российской идентичности, способности к достижению эффектов «социального лифта», выравнивания социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями и др.

Иначе говоря, сегодня образовательный стандарт должен служить средством не фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

Качество образовательных результатов и качество образовательного процесса, безусловно, связаны между собой, но это не одно и то же. Качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) еще не гарантирует качества образования в целом, т.к. его цели и планируемые результаты могут не соответствовать новым потребностям личности и общества. Для оценки качества образования необходимо, прежде всего, выявить и согласовать требования личности, семьи, общества и государства к образовательным результатам.

Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на мотивационные (ценностные ориентации, потребности, запросы, которые конкретизируются в мотивах деятельности), инструментальные или операциональные (освоенные универсальные способы деятельности), когнитивные (знания, обеспечивающие возможность ориентации в явлениях действительности, предметные умения и навыки).

Также принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальных способов учебной деятельности, обеспечивающих успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Еще одно принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий - это отличие в структуре. Все три версии стандартов первого поколения имели структуру, состоящую из двух компонентов: минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускников.

Эти компоненты в несколько видоизмененной форме сохранились и в новом стандарте, теперь они называются «Требования к структуре основных общеобразовательных программ» и «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ».

Основная образовательная программа включает в себя не только примерные программы по отдельным учебным предметам, но и программу воспитания и социализации школьников, программу формирования универсальных учебных действий, систему оценивания учебных достижений, принятую школой, ее Учебный план, включая внеурочную образовательную деятельность и др.

Содержание примерных программ по отдельным учебным предметам ориентируется на так называемое «Фундаментальное ядро» содержания образования, которое было определено в основном нашими коллегами из Российской академии наук. В отличие от «Минимума содержания», который был главным компонентом прежних стандартов и имел многостраничный объем, «Фундаментальное ядро» - только ориентир, только абрис того набора знаний, способов деятельности, без которого невозможно представить себе сегодня полноценного человека.

Результаты образования должны быть представлены в документах, составляющих стандарт, с разной степенью детализации. В разделе «Требования к освоению основных общеобразовательных программ», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования.

Важнейшей составной частью государственных стандартов общего образования являются требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Эти требования, по сути, представляют собой описание планируемых результатов образования, которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ должны являться:

  • ориентиром для оценки состояния системы общего среднего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Требования к результатам образования являются основой для нормирования условий осуществления образовательного процесса (в части его обеспечения средствами обучения и определения санитарно-гигиенических норм и правил).
  • основой для аттестации учреждений общего образования,
  • основой для аттестации учителей учреждений общего образования,
  • основой для итоговой аттестации выпускников учреждений общего образования.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ (как основной, системообразующий компонент образовательного стандарта) должны быть ориентированы на реализацию основных функций стандартов в образовательном процессе - функции обеспечения доступности качественного образования, функции обеспечения объективности оценивания результатов образования, нормализации учебной нагрузки обучающихся, обеспечения процесса демократизации управления образованием, сохранения единого образовательного пространства.

Эти функции стандарта реализуются не только в содержании требований к образовательным результатам, но в содержании всего комплекса документов, составляющих содержание стандарта общего образования.

Наверное, такое глубокое знание позволило Вам в дальнейшем более осознанно подходить к внедрению федерального образовательного стандарта в школе?

Да. Поработав в институте, я была приглашена в Министерство, мне, как абсолютному практику, было интересно посмотреть, как это все это выглядит в теории. Вскоре я получила звание референта государственной гражданской службы. Работа была интересной, но, все же я скучала по практической работе и каждое 1 сентября вспоминала школу. Поэтому, когда мне предложили 224-ю школу, я с удовольствием согласилась, Прочитав историю школы, о школе, я увидела тот огромный потенциал, который можно реализовывать.

Самое главное, что мы сейчас делаем, это то, что во взаимодействии теории и практики, вместе со специалистами Российской академии образования С.Л. Белых, Т.Н. Березиной и с командой единомышленников в школе мы решаем задачи по повышению качества образования.

Основными задачами являются:

  • повышение эффективности качества образовательного процесса через предоставление полного спектра образовательных услуг;
  • повышение эффективности использования материальных, интеллектуальных, информационных ресурсов;
  • развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации;
  • вовлечение участников образовательного процесса в социальную практику, саморазвитие;
  • предоставление дошкольникам и школьникам возможности проектирования индивидуальной образовательной траектории в системе непрерывного образования; формирование и развитие профессиональных педагогических сообществ;
  • управление образовательным процессом и образовательной деятельностью с привлечением семьи; оптимизация финансовых средств.

Основная образовательная программа школы – это серьезный, тщательно и продуманно разработанный документ, на который мы опираемся в своей деятельности.

Мы проводим большую и успешную работу по работе с документами, продолжая совершенствоваться в достижении поставленных целей.

И, надо сказать, что все это стало возможным для меня благодаря моей семье. Все мои работы, моя диссертация, успешная деятельность как директора школы основаны на тех ценностях, которые есть в нашей семье.

Я уверена, что все ценности закладываются в семье.

Интервью подготовлено Т. Зайцевой